Профилактика злоупотребления психоактивных веществ.

Родительское собрание.

Составитель: Еремина Л.В.

 

«От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает.

                                                            Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации»

А. Рыбаков.

Цель: повышение уровня знаний родителей по вопросам употребления психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками.

Задачи:

  • Привлечь внимание родителей к проблеме употребления подростками ПАВ.
  • Мотивировать родителей к здоровому образу жизни.
  • Дать возможность родителям проанализировать вероятность употребления ПАВ собственным ребёнком.

Скачать 

Вступление.

Слайд №2.

В романе А. Рыбакова «Тяжелый песок» есть фраза: «От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает. Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации». Наша задача сегодня – сохранить наших детей, нашу Россию.

Слайд №3.

Да, сегодня существует много проблем, связанных с употреблением несовершеннолетними ПАВ. И, к сожалению, часто это становится для молодежи нормой жизни. Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений, а за последние пять лет общее количество изъятых наркотиков выросло с 12 до 85 тонн.

Слайд №4.

По данным социологических опросов, 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики; около одного процента употребляют их регулярно. Это официальные сведения.

Слайд №5.

Горькие цифры:

  • 85% подростков, ежедневно выкуривающих буквально 2-3 сигареты, скорее всего в будущем превратятся в регулярных курильщиков;
  • 70% курящих подростков не стали бы курить, если бы у них был бы шанс начать всё заново;
  • 60% подростков мечтают бросить курить, но не находят в себе сил;
  • начав курить в 14 лет, к 18 годам человек превращается в закоренелого курильщика;
  • в школе курит каждый 8- подросток;
  • в институтах каждый 5-ый студент;
  • 80-90% всех курильщиков начинают курить в период до 20 лет, и это весьма печально.

Основная часть.

Слайд №6.

 

«Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы»

Эрих Фром, американский психолог

Слайд №7.

Давайте прочитаем реплику о молодых людях одного очень известного человека:

 «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей»

Эти слова принадлежат Сократу, такой он видел молодёжь 5 века до н.э.

Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших.

С одной стороны, нет повода для волнения – всё происходит точно также, как и 26 веков назад.

Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь и наркотики, которые могут разрушить их молодые жизни.

Учёные подсчитали, что так повально пьянствовать, как сейчас России, осталось 20-30 лет. Наркомания может ускорить наступление этой катастрофы в 2-3 раза.

Слайд №8.

Многолетние наблюдения доказали, что если дети употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют наркотики.

Между преждевременным началом половой жизни, изнасилованиями и венерическими заболеваниями, употреблением алкоголя есть связь. Пьющие подростки чаще попадают в такие ситуации.

Обычно употребление табака, алкоголя сопровождается ложью, мелким воровством и хулиганством, пропусками занятий и плохой успеваемостью в школе.

Понятно, что употребление табака и алкоголя – сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление табака является риском возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, распитие спиртных напитков – это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.

Употребление табака и алкоголя детьми и подростками – отклоняющееся от нормы поведение.

Слайд №9.

Как родители могут повлиять на выбор детей? Нужно ли пробовать алкоголь, табак и наркотики? Предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.

«Разве тебе безразлична судьба детей?- спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратит».

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:

  • Предотвратить;
  • спасать.

Слайд №10.

Родителям необходимо выполнять следующие функции:

  • прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках;
  • формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты;
  • осуществлять текущий контроль;
  • и самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.

Задача  педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть  в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.                                       

Слайд №11.

Помните!

Климат собственной семьи в Вашей власти.

Вы воздействуете на него ежеминутно, и Вам по силам изменить его и сделать благоприятным. Благоприятным не вообще, а для своего ребёнка, для такого, какой он есть, даже если он далёк от идеала и совсем не похож на Вас.

Слайд №12, 13.

 

КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?

  • Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.
  • Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
  • Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.
  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
  • Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.
  • Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.
  • Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
  • Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

Слайд № 14-19.

Родители отвечают на вопросы анкеты для определения рисков подростковой наркомании.*

Каждое высказывание оценивается определенным количеством баллов. Выберите подходящие для вас высказывания и подсчитайте сумму балов.

  1. Обнаружили ли Вы у ребёнка:
  2. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. 50
  3. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе. 50
  4. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям. 50
  5. Частую, непредсказуемую смену поведения. 50
  6. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить. 50
  7. Частые простудные заболевания. 50
  8. Потерю аппетита, похудание. 50
  9. Частое выпрашивание у Вас или у родственников денег. 50
  10. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям. 50
  11. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни. 50
  12. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей. 50
  13. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. 50
  14. Гневность, агрессивность, вспыльчивость. 50
  15. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма. 100
  16. Резкое снижение успеваемости. 100
  17. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.100
  18. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.100
  19. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.100
  20. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п.100
  21. Нарастающую лживость. 100
  22. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. 200
  23. Значительные суммы денег без известного источника дохода. 300
  24. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды. 300
  25. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. 300
  26. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей. 300
  27. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают. 300
  28. Состояние опьянения без запаха спиртного. 300
  29. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов. 300
  30. Слышали ли Вы от ребенка:
  31. Высказывания о бессмысленности жизни. 50
  32. Разговоры о наркотиках. 100
  33. Отстаивание своего права на употребление наркотиков. 200
  34. Сталкивались ли Вы со следующим:
  35. Пропажей лекарств из домашней аптечки. 100
  36. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д. 100
  37. Случалось ли с Вашим ребенком:
  38. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п. 100
  39. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения. 100
  40. Совершение кражи. 100
  41. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков. 300
  42. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного). 100

Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу.

*Анкета опубликована в сборнике:

Наркомания (Методические рекомендации по преодолению наркозависимости)/Под ред. А. Н. Гаранского, 2000 г.

Слайд № 20, 21.

Далее родителям предлагается перечень настораживающих признаков, при проявлении которых необходимо бить тревогу и которые говорят о том, что ребенок начал употреблять наркотические яды:

  • бледность кожи;
  • расширенные или суженные зрачки;
  • покрасневшие или мутные глаза;
  • замедленная речь;
  • плохая координация движений;
  • свернутые в трубочку бумажки;
  • уходы из дома, прогулы в школе;
  • невозможность сосредоточиться;
  • бессонница;
  • частая и резкая смена настроения;
  • нарастающая лживость.

Слайд № 22-24.

Родителям даются рекомендации, что делать, если возникли подозрения.

  • Не отрицайте ваши подозрения.
  • Не паникуйте.
  • Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока вы не справитесь с вашими чувствами.
  • Если ребенок не склонен обсуждать с вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о ваших опасениях и переживаниях. Предложите помощь.
  • Важно, чтобы вы сами были образцом для подражания.
  • Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

Подведение итогов.

Слайд №25.

Для проведения итоговой работы педагог предлагает родителям прочитать на слайде письмо подростка, обращённое к взрослым.

Письмо школьницы «Мы ваше зеркало!»

    «Неужели вы, взрослые дядечки и тётечки, добившиеся успеха, думаете, что ваши дети другие? Как же! Дети будут курить, «торчать», и пить, пока вы пьёте, пока вы курите, пока вы запрещаете.

    Попробуйте объяснить себе, зачем вы пьёте. «За компанию», потому что хочется «постоянного праздника», «чувства общности» или чтобы «уйти в аут»?

   Что вы можете изменить? Нас не убедить словами?

   Потому что покупать пиво, сигареты, таблетки для нас также престижно, как для вас – машину. Наше поведение крик, что мы выросли. Что не нуждаемся в вас. Неужели вы ещё не поняли, что «подросток» не  означает «недоросток», что мы имеем такое же право на разрушение своего организма, как и вы?

    Мы снова и снова принимаем этот яд, показывая, что мы становимся вами».

 

Рефлексия.

В конце собрания родителям предоставляется возможность высказать свои впечатления от прошедшего собрания, полученной информации, задать интересующие вопросы.

 

Comments are closed.